beliit.com
Форумы Проектант
ПОИСК ПО ФОРУМАМ
перед созданием новых тем используйте поиск,
возможно ответ на Ваш вопрос уже есть на форумах

Расширенный поиск
 
  • Всего пользователей - 22016
  • Всего тем - 31044
  • Всего сообщений - 288151
Страниц: [1] 2  Все   Вниз
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Выбор автоматического выключателя

Количество просмотров - 1099
(ссылка на эту тему)
Романыч
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #1 : 19 Апреля 2023 года, 08:43
(ссылка на это сообщение)

Доброго времени суток! Давно замечал и вот решил узнать у вас, почему многие проектировщики, инженера, электрики, например, выбирают автомат.выкл-ль защиты на 16 А, когда у потребитель (ЭД) мощностью 1,1 кВт и током 2.18 А?
Я вот допустим, не зная кратности пускового тока (обычно просто дают мощность двигателя) Iном умножаю на 4,5. Получается, в примере выше, нужно брать 10 А автмат.выкл-ль. При чём бывает, что Iэд=0,24 А, а проектировщик выбирает всё равно автомат.выкл-ль на 16 А.
Зачем так? Почему так? Я прав или есть какие-то подводные камни?

Инженер-электрик-проектировщик (Усть-Каменогорск, Казахстан)
Романыч
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #2 : 19 Апреля 2023 года, 09:02
(ссылка на это сообщение)

При чём есть классовость автомат.выкл-ей, где сказано сколько они могут выдержать пускового тока на короткое время

Инженер-электрик-проектировщик (Усть-Каменогорск, Казахстан)
Diego
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #3 : 19 Апреля 2023 года, 09:19
(ссылка на это сообщение)

Автоматом обычно кабель защищается. По механической прочности минимальное сечение 1,5мм2. По ПУЭ он держит 19А.
Есть конечно требования ПУЭ минимальный ближайший выключатель брать, по факту это редко соблюдается.
Так же считается что выключатели на 1-2 ампера более дорогие, а 6-10-16 а более дешевые из-за массовости.

А непосредственно про защиту двигателя это отдельный разговор.

Инженер-проектировщик (Санкт-Петербург, Россия)
Sasha 4312
***
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #4 : 19 Апреля 2023 года, 09:26
(ссылка на это сообщение)


Доброго времени суток! Давно замечал и вот решил узнать у вас, почему многие проектировщики, инженера, электрики, например, выбирают автомат.выкл-ль защиты на 16 А, когда у потребитель (ЭД) мощностью 1,1 кВт и током 2.18 А?
Я вот допустим, не зная кратности пускового тока (обычно просто дают мощность двигателя) Iном умножаю на 4,5. Получается, в примере выше, нужно брать 10 А автмат.выкл-ль. При чём бывает, что Iэд=0,24 А, а проектировщик выбирает всё равно автомат.выкл-ль на 16 А.
Зачем так? Почему так? Я прав или есть какие-то подводные камни?


Для трехфазного двигателя номинальный ток обычно умножают на 6 а не на 4.5.
Если к двигателю с номинальным током 0.24А проложен кабель 2.5 квадрата по меди, тоже обычно ставят 16А автомат. Защищают, в данном случае линию, а не двигатель. При КЗ, если ток петли фаза-ноль позволяет, двигатель все-равно в ремонт, а линия останется целой.
Если хотите защитить именно двигатель, придётся подбирать автомат с характеристиками: B, D, K, Е  или Z, вместо обычного автомата с характеристикой С, или городить электронную защиту. Обычно, лишняя трата денег.
Diego
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #5 : 19 Апреля 2023 года, 09:41
(ссылка на это сообщение)

Только сейчас обратил внимание
когда у потребитель (ЭД) мощностью 1,1 кВт и током 2.18 А?
Я вот допустим, не зная кратности пускового тока (обычно просто дают мощность двигателя) Iном умножаю на 4,5. Получается, в примере выше, нужно брать 10 А

Это же в корне неверная логика. Срабатывание защиты по перегрузки выбирается по рабочему току, а не по пусковому. А срабатывание защиты от кз отстраивается от пусковых токов.
Если мы говорим про модульные выключатели и вашу ситуацию, то мы берем номинал выключателя следующий осле 2.18А (3?) и берем характеристику срабатывания D (10-20 Iном выключателя).

Ну а в целом почитайте например Беляева. Если будете к нему апеллировать то вопросов ни у кого не появится.

Инженер-проектировщик (Санкт-Петербург, Россия)
Diego
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #6 : 19 Апреля 2023 года, 10:15
(ссылка на это сообщение)

потребитель (ЭД) мощностью 1,1 кВт и током 2.18 А?

Ну и для расчета тока двигателя надо еще КПД учитывать.
Для трехфазного двигателя 1,1кВт ток будет около 2,6А.

Инженер-проектировщик (Санкт-Петербург, Россия)
Vоlk
***
Куратор подраздела "Заземление и молниезащита"


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #7 : 19 Апреля 2023 года, 10:15
(ссылка на это сообщение)

Диего
Справедливости ради, в советской элтех  школе метод учета пусковых токов именно для тепловых расцепителей местами встречался. Когда тяжелые и затяжные пуски на аппаратуре того времени иногда приводили к срабатыванию расцепителя, выбранного по рекомендациям пуэ. Коэфф. конечно брали не 4.5, а ( по памяти) около двух. Однако с того времени утекло много времени, норм и изм. тех базы. Ключевое- сегодня характеристики стандартизированы под мэк. Поэтому, подобное в общем случае скорее не требуется
Diego
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #8 : 19 Апреля 2023 года, 13:08
(ссылка на это сообщение)

Когда тяжелые и затяжные пуски на аппаратуре того времени иногда приводили к срабатыванию расцепителя, выбранного по рекомендациям пуэ. Коэфф. конечно брали не 4.5, а ( по памяти) около двух.

У меня сразу вопрос насколько такая защита будет эффективна для защиты обмоток?

По собственной же рекомендации посмотрел Беляева по вопросу защиты двигателя, пишет что эффективность осуществляется при крастности 1,2-1,4 номинального тока двигвателя. А при комбинированном расцепителе так и вовсе ближе к номиналу.

Но конечно все это экзотика, в современных реалиях сомневаюсь что ктото тяжелый пуск будет осуществлять напрямую.
Беляев.JPG
 
* Беляев.JPG
(78.04 Кб, 607x500)  [скачать]  [загрузок: 101]

Инженер-проектировщик (Санкт-Петербург, Россия)
Sasha 4312
***
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #9 : 19 Апреля 2023 года, 13:35
(ссылка на это сообщение)

Если по-серьёзному хотите защитить двигатель от перегрузки, то от 20% перегруза и больше, защита должна отключать за одну, максимум пару секунд, а от и больше 50% перегруза, практически сразу.
А тепловушки в  автоматах, практически с любой характеристикой, держат полуторный ток 1÷10 минут. Двигатель вполне успеет сгореть.
Вот поэтому и защищают обычно линию, а не двигатель. Слишком дорого, хотя, при желании -  можно.
Diego
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #10 : 19 Апреля 2023 года, 14:11
(ссылка на это сообщение)

Вот поэтому и защищают обычно линию, а не двигатель. Слишком дорого.

А сгоревшие двигатели менять и уходить на простой не дорого?
Тепловое реле на 10А стоит до тысячи рублей.

Инженер-проектировщик (Санкт-Петербург, Россия)
Sasha 4312
***
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #11 : 19 Апреля 2023 года, 14:30
(ссылка на это сообщение)


Вот поэтому и защищают обычно линию, а не двигатель. Слишком дорого.

А сгоревшие двигатели менять и уходить на простой не дорого?
Тепловое реле на 10А стоит до тысячи рублей.

Читайте внимательней, тепловое реле подобрать не удастся, оно или сработает при пусковом токе, или не сработает при токе перегрузки. Придётся делать релейку, да так, чтобы, примерно, она пару секунд держала пусковой ток, а потом за пару секунд срабатывала от тока немного большего номинального.
Высоковольтные двигатели у нас защищены, но чтобы на обычные ставили такую защиту, я не видел. Проще поставить частотник, он неплохо защищает.

Вы-же сами писали, по Беляеву - эффективность при 1.2÷ 1.4.
Diego
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #12 : 19 Апреля 2023 года, 14:38
(ссылка на это сообщение)

Вообще защиту ЭД требует ПУЭ и не предусматривать ее будет ошибкой.
Цитата

5.3.43. На электродвигателях должна предусматриваться защита от многофазных замыканий (см. 5.3.46) и в случаях, оговоренных ниже, защита от однофазных замыканий на землю (см. 5.3.48) защита от токов перегрузки (см. 5.3.49) и защита минимального напряжения (см. 5.3.52 и 5.3.53). На синхронных электродвигателях должна, кроме того, предусматриваться защита от асинхронного режима (см. 5.3.50 и 5.3.51), которая может быть совмещена с защитой от токов перегрузки.
Защита электродвигателей с изменяемой частотой вращения должна выполняться для каждой частоты вращения в виде отдельного комплекта, действующего на свой выключатель.

Цитата
5.3.49. Защита от перегрузки должна предусматриваться на электродвигателях, подверженных перегрузке по технологическим причинам, и на электродвигателях с особо тяжелыми условиями пуска и самозапуска (длительность прямого пуска непосредственно от сети 20 с и более), перегрузка которых возможна при чрезмерном увеличении длительности пускового периода вследствие понижения напряжения в сети.
Защиту от перегрузки следует предусматривать в одной фазе с зависимой или независимой от тока выдержкой времени, отстроенной от длительности пуска электродвигателя в нормальных условиях и самозапуска после действия АВР и АПВ. Выдержка времени защиты от перегрузки синхронных электродвигателей во избежание излишних срабатываний при длительной форсировке возбуждения должна быть по возможности близкой к наибольшей допустимой по тепловой характеристике электродвигателя.
На электродвигателях, подверженных перегрузке по технологическим причинам, защита, как правило, должна выполняться с действием на сигнал и автоматическую разгрузку механизма.
Действие защиты на отключение электродвигателя допускается:
на электродвигателях механизмов, для которых отсутствует возможность своевременной разгрузки без останова, или на электродвигателях, работающих без постоянного дежурства персонала;
на электродвигателях механизмов с тяжелыми условиями запуска или самозапуска.
Для электродвигателей, которые защищаются от токов КЗ предохранителями, не имеющими вспомогательных контактов для сигнализации об их перегорании, должна предусматриваться защита от перегрузки в двух фазах.

Тут нюанс в том, что защита двигателя зачастую осуществляется аппаратурой в станциях управления, которые поставляются комплектно.

Инженер-проектировщик (Санкт-Петербург, Россия)
Sasha 4312
***
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #13 : 19 Апреля 2023 года, 14:50
(ссылка на это сообщение)

Так кто Вам запрещает? Читайте внимательней ПУЭ 5.3.49 , или то, что сами цитировали - ...защита от перегрузки на двигателях подверженых технологическим перегрузкам и с особо тяжелыми условиями пуска...
Vоlk
***
Куратор подраздела "Заземление и молниезащита"


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #14 : 19 Апреля 2023 года, 15:26
(ссылка на это сообщение)

Диего
То что я выше писал- это отстройка для недопущения срабатывания тепл расцепителя автомата, не для защиты двигателя. Для защиты классически использовали тепловое реле, которое выбиралось по диапазонам, а отстраивалось по месту при наладке. И верно вы все здесь пишите, обычным автоматом нормально не защитить. То что сегодня применяют " автоматы защиты оборудования/двигателей" - это отдельное оборудование. Соотв стандартам на пускатели/контакторы ( защиты двигателей) или спец. стандарту ( защита оборудования). Автоматы защиты двигателей имеют ту же регулируемую биметалл пластину грубо, что и тепловое реле. И выбираться должны по номиналу, без запаса для эфф защиты движка. И так же подстраиваться при наладке по месту по факт току
ElectroLamp
****
Активный участник форумов

Все об электромонтаже и проектировании
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #15 : 19 Апреля 2023 года, 22:00
(ссылка на это сообщение)

В Советское время электродвигатели, например металлорежущих станков, всегда имели в цепи защиты тепловое реле. Оно срабатывало при частичном заклинивании двигателя. Автомат подбирали по рабочему и пусковому току.

Проектировщик (Москва, Россия)
Страниц: [1] 2  Все   Вверх
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ



Сейчас Вы - Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность - зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».


Здравствуйте, Гость
Сейчас Вы присутствуете на форумах в статусе Гостя.
Для начала общения надо зарегистрироваться или пройти авторизацию:
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
  (забыли пароль?)  
   

если Вы не зарегистрированы, то
пройдите регистрацию
Последние сообщения на Электротехническом форуме
автор: Ольга47
25 Апреля 2024 года, 13:45

автор: Mav
25 Апреля 2024 года, 09:26

автор: Shvet
24 Апреля 2024 года, 17:47

TNS
автор: mastaq
24 Апреля 2024 года, 16:31

автор: Shvet
24 Апреля 2024 года, 11:16

автор: Zve 1
23 Апреля 2024 года, 23:13

автор: 7777
23 Апреля 2024 года, 20:22

автор: Mclaud 72
23 Апреля 2024 года, 09:52

автор: Виталина
22 Апреля 2024 года, 23:12

автор: Наталия26
22 Апреля 2024 года, 15:37

автор: Sasha84_BAV
22 Апреля 2024 года, 14:32

автор: Андрей_888
18 Апреля 2024 года, 17:03

автор: Bonita
18 Апреля 2024 года, 11:03

автор: Максим R
17 Апреля 2024 года, 16:16

автор: Posetitel
17 Апреля 2024 года, 08:51


Сейчас на форуме:
Сейчас на форумах: гостей - 463, пользователей - 2
Имена присутствующих пользователей:
Чистильщик, Aerohost
Контактные данные| Партнёрская программа | Подробная статистика
Настройка форумов © «Проектант» | Конфиденциальность данных
Powered by SMF 1.1.23 | SMF © 2017, Simple Machines