Вопрос был задан в личке, но я решил ответить публично. Если у форумчан есть иные мнения - прошу высказаться.
в обвязке емкостей и других аппаратов предусматриваются поворотные заглушки (восьмерки) - в каком случае их необходимо ставить? Каково их назначение?
На усмотрение технолога, четких указаний нигде нет. Ниже информация на основании моего собственного опыта работы с заглушками. Это опыт работы в организациях концерна Белнефтехим (аналогичные требованиям у Беларуснефть), но по моей информацией такой подход к промбезопасности общий для пост-СССР и его выполнение декларируется во всех ВИНК пост-СССР. За мелкие компании не скажу.
Согласно требованиям техники безопасности все аппараты и трубопроводы должны быть отключены от действующих технологических систем заглушками. Допускается разобрать подводящий трубопровод (т.н. создать видимый разрыв). но такой способ одобряется далеко не всеми ТБшниками, многие читают правила дословно и даже в случае видимого разрыва требуют устанавливать заглушки. Схема установки заглушек прилагается к нарядам-допускам на работы (ремонтные, газоопасные, огневые и т.д.) и является их неотъемлемой частью. Применение именно поворотных заглушек не обязательно, отглушить аппарат можно и обычной межфланцевой заглушкой. Но есть пара нюансов.
Установить заглушку не так просто как кажется. Например на моем заводе внутренними инструкциями было запрещено:
- изготовление самодельных заглушек, все заглушки закупались на стороне или централизованно изготавливались собственным РМЦ
- применение заглушек с толщиной менее 6мм
- применение заглушек без маркировка ("хвост" выкрашен красной краской, на "хвосте" выбиты индивидуальный номер, DN, PN)
Соответственно чтобы поставить обычную заглушку нужно раздвинуть фланцы минимум на 6 мм, плюс толщина второй прокладки 2-3 мм, плюс зазор на несоосность фланцев, плюс зазор 1-2 мм чтобы не сбивалась прокладка. Итого даже если фланцы идеально параллельны их нужно раздвинуть на 9-11 мм (минимум! на больших давлениях еще больше), что есть оооочень много. Далеко не все трубы можно так раздвинуть, а некоторые не возможно так раздвинуть даже расклинивателем не сломав опоры. Естественно чем больше диаметр, тем больше проблем.
По этой причине "толстые" заглушки на заводах не любят и например мы предпочитали самодельные заглушки толщиной 2-3 мм. И это тоже было настоящей проблемой. Такие заглушки слишком тонкие и даже на небольших давлениях их выгибает и их не возможно вытащить из фланцев. Нам приходилось разрезать фланцы, чтобы вытащить заглушки.
Аналогично просто огромной проблемой у нас были заглушки без "хвостов". Сам провел несколько бессонных ночей в поисках отсутствия проходимости по трубам, которые по итогу оказывались банальной заглушкой без "хвоста" поставленной хз когда и кем.
По этим причинам установка/снятие заглушек при ремонте аппаратов становилась целой многодневной эпопеей, историей многодневной борьбы с трубами.
Все эти проблемы снимает применение поворотной заглушки. Поворотную заглушку достаточно только ослабить и собственно повернуть. Даже если фланцы зажаты, то расклинить достаточно на 1-2 мм. Такую заглушку не возможно потерять, она всегда остается на позиции. Такую заглушку не нужно искать между фланцами ночью с фонариком осматривая каждый фланец, она хорошо видна. В конце концов и персонал, и механик четко знают где какие заглушки уже установлены, можно даже составить журнал и вести учет какие заглушки вообще есть на объекте, какие закрыты, а какие открыты, когда это сделано и кто исполнитель.
На объектах импортной поставки встречались поворотные заглушки со специальным дополнительным болтом-расклинивателем. Это когда во фланце сверлится отверстие и нарезается резьба. Болт вкручивается в резьбу и упирается в ответный фланец. Применение такого болта очень удобно для персонала - если фланцы зажаты, то не нужен расклиниватель. Достаточно просто покрутить болты-расклиниватели и отрегулировать зазор и соосность фланцев. По своему исполнению это простое и очень изящное решение. Французы, что тут скажешь.
Обратной стороной медали является то, что инженер-технолог должен заранее, когда объект еще только на бумаге, определиться какое оборудование будет подвергаться ремонту во время работы остальных технологических систем (когда подводящие трубопроводы под давлением) и составить (как минимум в голове) схемы вывода в ремонт и схемы установки заглушек. Также головной боли увеличивается и у комплектовщика отдела снабжения, монтажникам, складской службе и т.д., т.к. сложность объекта при этом возрастает.
По этой причине на многих объектах клиенты просят убрать поворотные заглушки из проекта, мол обойдутся и обычными. Но если клиентом являются люди, занятые эксплуатацией и обслуживанием, то отношение кардинально меняется и уже наоборот поворотные заглушки требуют ставить на каждом насосе, теплообменнике, АВО, резервуаре, емкости, на секущих арматурах на границе объекта с МЦК, на коллекторах. В общем везде где только можно и нельзя. Есть они не просят, а как инструмент управление техпроцессом это простое и надежное устройство. Зачастую идут еще дальше и требуют заменить узел 2 задвижки + свидетель на задвижку и поворотную заглушку.
а так же в какой последовательности, до арматуры или после?
Со стороны разгерметизации, т.е. с обратной стороны от давления. Задумайтесь как будет использована данная заглушка, для чего она предназначена, какие арматуры нужно закрыть/открыть, как сдренировать/сдуть, промыть, пропарить, продуть азотом, потом воздухом и ответ придет сам собой. Поставьте себя на место рядового оператора/аппаратчика и мысленно выполните все необходимые операции, чтобы сдать аппарат/техсистему в ремонт.
Кстати поворотные заглушки совсем не обязательно должны быть расположены на арматурах. Все зависит от того, что именно ремперсонал будет делать с аппаратом/техсистемой после подготовки к ремонту.