beliit.com
Форумы Проектант
ПОИСК ПО ФОРУМАМ
перед созданием новых тем используйте поиск,
возможно ответ на Ваш вопрос уже есть на форумах

Расширенный поиск
 
  • Всего пользователей - 21993
  • Всего тем - 31027
  • Всего сообщений - 288055
Страниц: 1 2 [3] 4  Все   Вниз
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Технологическая схема. Условные обозначения

Количество просмотров - 15674
(ссылка на эту тему)
АВ
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #31 : 09 Августа 2017 года, 11:29
(ссылка на это сообщение)


Поделитесь опытом пожалуйста. Как отбиться от ГОСТ 21.208 и рисовать по ISA или ISO?

В идеальном варианте прописать это в задании на проектировании на стадии заключения договора. Но это весьма сложно. И в последствии при эксплуатации установки в таком случае могут быть различные фи от проверяющих РТН.
Оптимальнее всегда прикладывать лист условных обозначений, где будет указано что это условные обозначения В ДОПОЛНЕНИЕ к ГОСТ 21.208. Пусть это и не совсем так.
И самое главное, лучше ПАЗовское рисуйте сразу как основное обозначение из 21.208 (квадррат в большом ромбе). Да, допускаемое по ГОСТ для ПАЗа (ромб в квадрате) соответствует ИСАшному, но у нас при таком варианте рисования придирались только к этому. Причем придирался исключительно РТН при проверке уже эксплуатируемой установки. И еще пару раз было аналогиченое замечание от ЦЭПиТР РН (собственная "экспертиза" в структуре РН).
Alex-pankrat
*
Участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #32 : 23 Августа 2017 года, 09:54
(ссылка на это сообщение)

Ух, вот интерес и меня заставил появиться на этом форуме. Вопрос к проектировщикам, технологам, занимающихся непосредственно отрисовкой технологических схем или их проверяющих, принимающих и т.д. Мой вопрос будет по исполнительным механизмам для регулирующих и отсечных клапанов. Пока в этом я не так разбираюсь, для меня это ново, и хочется от Вас, дорогие форумчане, получить качественные и профессиональные ответы и советы. Всем спасибо за комментарий. Как я понимаю (если не так, прошу поправьте) исполнительные механизмы могут быть с пневмоприводом (пружина и мембрана) и электроприводом. Однако в одном из примеров другого проекта были еще приводы поршневого типа, что это, кто может пояснить, а еще лучше дать пример клапана с таким приводом, производимого в РФ. Кроме того там соленоид (я так понимаю он же и электромагнитный клапан!?). В итоге это все разные приводы: пневмо, электро, поршень, соленойд? А как их делить на схемах условным обозначением? Допустим, есть и отсечной клапан с электроприводом и регулирующий с электроприводом. Если есть примеры – тоже приветствуются. Заранее всем спасибо.
Антониони
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #33 : 23 Августа 2017 года, 12:01
(ссылка на это сообщение)

Пневмопривода как раз и имеют соленоид (эл-магнитный клапан). На ЭМК подается напряжение и он пропускает воздух в камеру,в камере поршень, который давит на пружину. У таких клапанов есть нормальное положение, то есть положение при отсутствии питания.

Электропривод по сути это как кран на кухне у вас, только крутите не руками, а двигателем. Соответственно открываете и закрываете сами. Иногда так же пружину ставят для возврата в нормальное положение, но редко. Чаще для возврата ставят конденсатор с запасом питания на 1-2 открытия/закрытия. Еще чаще не делают ничего и при исчезновении питания клапан так и остается в том положении в котором был.

Отдельно поршневой клапан.. Не знаю о чем это. Возможно имеется в виду поршень камеры с воздухом пневмопривода, а может и нет.

Кроме этого есть еще бустеры - для пневмоклапанов это что-то вроде усилителя. Для больших диаметров клапанов это целый каскад - 24В на соленоид, который открывает маленькую трубу подачи воздуха в бустер, этот воздух в свою очередь открывает большую трубу, которая уже подает воздух на основной клапан. За счет большого диаметра трубы из бустера камера основного клапана быстрее заполняется что дает ускорение открытия/закрытия клапана большого диаметра.

Еще есть индивидуальные ресиверы с запасом воздуха на 1-3 операции пневмпопривода. Это просто запас воздуха.

Между отсечным и регулирующим разница в том, что у отсечного есть сигнализаторы конечных положений и соленоид, а у регулирующего этого нет, зато есть позиционер, который выдает воздух порциями для поворота привода на нужный угол. У запорно-регулирующего есть и то и другое.

Проектировщик КИП (Самара, Россия)
Foxson
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #34 : 23 Августа 2017 года, 13:19
(ссылка на это сообщение)

были еще приводы поршневого типа, что это, кто может пояснить

Возможно это гидравлический привод. Если бы опубликовали картинку, можно было бы сказать точнее. Ставят их обычно тогда, когда другие виды приводов не могут обеспечить необходимые быстродействие и усилие. Часто используют как часть САР П-типа и выше. Отечественные есть, но они не предназначены для трубопроводной арматуры, их выпускают в составе оборудования. В Корее, Японии делают такие штуки. Сименс вроде бы их применяет на своём оборудовании (не на трубах).
ЗЫ забыли про клапана-захлопки с грузовым приводом.
Хотя давно делали поршневые привода с подачей пара под поршень через импульсный грузовой клапан. Но это из разряда стимпанка.  

Монтажник (Челябинск, Россия)
Alex-pankrat
*
Участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #35 : 23 Августа 2017 года, 14:02
(ссылка на это сообщение)

Антониони, спасибо за скорый комментарий.

Пневмопривода как раз и имеют соленоид (эл-магнитный клапан).

С этим понятно. Допустим, на схемах я отображаю условным обозначением рег.клапан и отсечной следующим образом КО и КР . Будет ли у меня разница, в обозначении какой отсечной клапан - с пневмоприводом, или просто электромагнитный (допустим производства НПП Сенсор)? Я понимаю, что это может зависеть от политики компании и принятых стандартов по оформлению. Но все же, какие принципиальные различия с точки зрения именно КИП будут в отображении на схеме?

АВ
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #36 : 23 Августа 2017 года, 14:02
(ссылка на это сообщение)


были еще приводы поршневого типа, что это, кто может пояснить

Возможно это гидравлический привод.  


Не обязательно гидравлический, может быть и пневматический. Гидравлика, вообще, крайне редко применяется. Поршневые обычно применяется там где достаточно не полного оборота (шаровые клапана или заслонки).
У поршневого и мембранного один и тот же принцип, разница лишь в том что поршень имеет свободное движение вдоль оси штока ( см. стр. 3 или тут по-русски ), а мембрана жестко закреплена по контуру и имеет ограниченно перемещение ( см. стр.5 ).
Так что поршневой это и пневматический и гидравлический.


пневмо, электро, поршень, соленойд

У Вас смешаны понятия. Пневматический, гидравлический, электрический - это деление по принципу питания. Всё остальное - это деление по конструкции. Почитайте для начала ГОСТ Р 52720-2007 .

Пневматические - это мембранные или поршневые. Гидравлические - поршневые. Электрические - роторные и соленоидные. (Тот же ГОСТ, который я линканул выше выделяет электромагнитные в отдельный тип, мне кажется это не верным, т.к. питание одно и что ротторные что соленоидные, по сути, являются электромеханическим типом).

Alex-pankrat
*
Участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #37 : 23 Августа 2017 года, 14:07
(ссылка на это сообщение)

Если бы опубликовали картинку, можно было бы сказать точнее

Спасибо за ответ, вот картинка условное обозначение
АВ
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #38 : 23 Августа 2017 года, 14:14
(ссылка на это сообщение)


Антониони, спасибо за скорый комментарий.

Пневмопривода как раз и имеют соленоид (эл-магнитный клапан).

С этим понятно. Допустим, на схемах я отображаю условным обозначением рег.клапан и отсечной следующим образом КО и КР . Будет ли у меня разница, в обозначении какой отсечной клапан - с пневмоприводом, или просто электромагнитный (допустим производства НПП Сенсор)? Я понимаю, что это может зависеть от политики компании и принятых стандартов по оформлению. Но все же, какие принципиальные различия с точки зрения именно КИП будут в отображении на схеме?



Всё зависит от того как Вы "рисуете". Если по ГОСТ, то необходимо применять ГОСТ 21.208-2013 , по нему у Вас для любого клапана будет "бантик" с выходящей или входящей стрелочкой в центре (в зависимости от исп. - НО/НЗ) и вверху кружок в котором будет буква H для ручного, P для пневматического, M для электроприводного. Но в среде проектировщиков положительных отзывов я об этом ГОСТе я не слышал, а скорее наоборот. Если его предыдущая версия была скоприрована, переведена и слегка адаптирована с ANSI, то об "доводке до ума" 2013 г.в. даже говорить не хочется. По нему только если "подвалы" везде лепить.
Если же Вас обязательность ГОСт не сильно гнетет, то для проверяющих рисуйте условные обозначения и применяйте буржуйские наработки, например: 
12321.PNG
 
* 12321.PNG
(43.02 Кб, 220x685)  [скачать]  [загрузок: 2409]


П.С. И для прикрепляемых файлов применяйте возможности форума или нормальные файлообменники. NOD ваши ссылки не пропускает.
Dinosaur
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #39 : 23 Августа 2017 года, 14:58
(ссылка на это сообщение)

По поршневому приводу предположу, что имеется в виду клапан типа Камфлекс

? (Уфа, Россия)
АВ
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #40 : 23 Августа 2017 года, 16:31
(ссылка на это сообщение)


По поршневому приводу предположу, что имеется в виду клапан типа Камфлекс


Camflex действительно имеет поршневой привод, но я бы не стал его приводить в пример. У него основная фишка конструкции затвора (в виде "грибка") и в том что затвор поворотный. Ну и в широких возможностях перенастройки Cv по месту, а также, НО/НЗ. А так - это частный случай. Он не такой как все. Лучше привести в пример что-то попроще, например: тык
Foxson
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #41 : 23 Августа 2017 года, 17:48
(ссылка на это сообщение)

Лучше привести в пример что-то попроще, например:

Точно попроще, ось цилиндра поперёк оси крана [улыбка] Тут сходу не сообразить как это всё работает.

Монтажник (Челябинск, Россия)
Антониони
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #42 : 24 Августа 2017 года, 07:49
(ссылка на это сообщение)

С этим понятно. Допустим, на схемах я отображаю условным обозначением рег.клапан и отсечной следующим образом КО и КР . Будет ли у меня разница, в обозначении какой отсечной клапан - с пневмоприводом, или просто электромагнитный (допустим производства НПП Сенсор)? Я понимаю, что это может зависеть от политики компании и принятых стандартов по оформлению. Но все же, какие принципиальные различия с точки зрения именно КИП будут в отображении на схеме?

Если вы работаете в РФ:
Ну если по ГОСТ, то у вас стрелками должно быть показано положение клапана при отсутствии питания. Не соблюдены размеры условного графического изображения. Плюс не указана буква Н  - ручное управление (кнопки на электроприводе, "штурвал", ручной дублер).
Далее, если клапан пневматический - должен быть преобразователь электрики в пневматику и тип линии соответствующий. Если клапан электрический - преобразователь электрики в электрику и к клапану электрическая линия.
У отсечных и запорно-отсечных должны быть конечники (изображаются как приборы)
Ну как-то так...

Всё зависит от того как Вы "рисуете". Если по ГОСТ, то необходимо применять ГОСТ 21.208-2013 , по нему у Вас для любого клапана будет "бантик" с выходящей или входящей стрелочкой в центре (в зависимости от исп. - НО/НЗ) и вверху кружок в котором будет буква H для ручного, P для пневматического, M для электроприводного. Но в среде проектировщиков положительных отзывов я об этом ГОСТе я не слышал, а скорее наоборот. Если его предыдущая версия была скоприрована, переведена и слегка адаптирована с ANSI, то об "доводке до ума" 2013 г.в. даже говорить не хочется. По нему только если "подвалы" везде лепить.

Ну хотим мы или нет, а использовать ГОСТ приходится. Проверяющие органы требуют, Заказчики стали требовать.
Была мысль создать тут тему где привести полный текст ГОСТ со своими исправлениями и далее обсуждая внести коррективы, что бы так сказать "вылизать" ГОСТ и получить действительно документ, а не поделку. Потом можно было бы отправить его в соответствующие органы, типа вот ТАК должен выглядеть ГОСТ, авось примут и тогда и нам легче жить будет. Как это организовать пока не представляю. Но уверен, что 90% проектировщиков работающих с этим ГОСТом имеют у себя отредактированный вариант "под себя" . Вот бы объединить это все...

Проектировщик КИП (Самара, Россия)
Alex-pankrat
*
Участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #43 : 24 Августа 2017 года, 16:03
(ссылка на это сообщение)

Кроме всего выше сказанного интересует такой вопрос: ISA 5.1 не дает четкого понимания как обозначать клапаны отсечные, клапаны регулирующие, запорно-регулирующие клапаны и задвижки с электроприводом. В книге Федорова "Справочник инженера по АСУТП" представлено видение автора, что:
рег.клапаны - имеет основной символ С;
запорно-регулирующие - S;
отсечные - X
запорная арматура с электроприводом - Z

А как все-таки наиболее целесообразно давать буквенное обозначение тем или иным видам клапанов, чтобы это не шло в разрез с ГОСТ 21.208, но и было понятным для чтения схем? Прошу высказать свои идеи по этому поводу
Антониони
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #44 : 25 Августа 2017 года, 09:01
(ссылка на это сообщение)

С - регулирование, для регулирующих клапанов, однако некоторые заказчики пишут что сам клапан не может быть регулятором и букву С в обозначении использовать нельзя.
S - переключение, то есть по сути открыт/закрыт. Отсекатель.
Z - задвижка. По новому ГОСТ Z это признак ПАЗа и совать его надо во все приборы и ИМ от ПАЗ.
X - не рекомендуется использовать первой, а последующая - вспомогательные комп. устройства. К клапанам отношения не имеет. Однако неоднократно встречал использование этой буквы для отсекателей.

Мое мнение
Регулирующие: TVC, PVC, FVC, LVC
Отсекатели: TVS, PVS, FVS, LVS, HVS, UVS

запорно регулирующая арматура выполняется как регулирующий клапан, но с указанием конечных положений

Проектировщик КИП (Самара, Россия)
АВ
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #45 : 25 Августа 2017 года, 10:37
(ссылка на это сообщение)

X - не рекомендуется использовать первой, а последующая - вспомогательные комп. устройства. К клапанам отношения не имеет. Однако неоднократно встречал использование этой буквы для отсекателей.

Мы так раньше делали. Было достаточно удобно и понятно.

А сейчас делаем так:
Отсекатели: TVS, PVS, FVS, LVS, HVS, UVS

Только чуть в другом порядке: *SV.
Если это паз, то S меняем на Z (UVZ, чаще всего, т.к. срабатывание блокировки возможно по разным причинам).

С другой стороны, если следовать "любимому" ГОСТу, то это не верно, т.к. V - это только визуализация. Для меня всегда было загадкой: ну если уж копировали с ISA, то почему взяли только часть достаточно отработанной структуры обозначения, по тому же V в 4м столбце ISA указано "Valve, Damper, Louver".

Была мысль создать тут тему где привести полный текст ГОСТ со своими исправлениями и далее обсуждая внести коррективы, что бы так сказать "вылизать" ГОСТ и получить действительно документ, а не поделку. Потом можно было бы отправить его в соответствующие органы, типа вот ТАК должен выглядеть ГОСТ, авось примут и тогда и нам легче жить будет. Как это организовать пока не представляю. Но уверен, что 90% проектировщиков работающих с этим ГОСТом имеют у себя отредактированный вариант "под себя" . Вот бы объединить это все...

Я думаю, многим это будет интересно. Даже если Вы выложите только часть своего видения.
Мне, например, очень не нравится п.5.8 с учётом п.п. 5.9 и 5.11.4.
И пояснение 5.11.5 (не сам пункт, а его формулировка).
Страниц: 1 2 [3] 4  Все   Вверх
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ



Сейчас Вы - Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность - зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».


Здравствуйте, Гость
Сейчас Вы присутствуете на форумах в статусе Гостя.
Для начала общения надо зарегистрироваться или пройти авторизацию:
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
  (забыли пароль?)  
   

если Вы не зарегистрированы, то
пройдите регистрацию
Последние сообщения на Технологическом форуме
автор: Pyromaniac 92
Сегодня в 15:28

Сегодня в 13:01

автор: Estimatestroy
Вчера в 15:23

17 Апреля 2024 года, 08:36

16 Апреля 2024 года, 11:37

автор: УЦ РЕСУРС
14 Апреля 2024 года, 12:08

автор: DenKLJ
12 Апреля 2024 года, 12:07

автор: Земский
11 Апреля 2024 года, 17:24

автор: Ламбада
10 Апреля 2024 года, 14:39

08 Апреля 2024 года, 22:56

автор: УЦ РЕСУРС
07 Апреля 2024 года, 09:20

автор: УЦ РЕСУРС
06 Апреля 2024 года, 16:14

автор: Ixion
06 Апреля 2024 года, 15:33

01 Апреля 2024 года, 15:23

автор: Geklas
01 Апреля 2024 года, 10:06


Сейчас на форуме:
Сейчас на форумах: гостей - 472, пользователей - 4
Имена присутствующих пользователей:
Чистильщик, Pyromaniac 92, Земский, Alex2214
Контактные данные| Партнёрская программа | Подробная статистика
Настройка форумов © «Проектант» | Конфиденциальность данных
Powered by SMF 1.1.23 | SMF © 2017, Simple Machines