Форумы Проектант
Размещение
рекламы



   @proektant.
ПОИСК ПО ФОРУМАМ
перед созданием новых тем используйте поиск,
возможно ответ на Ваш вопрос уже есть на форумах

Расширенный поиск
 
Всего пользователей - 20611
Всего тем - 25151
Всего сообщений - 230471
Страниц: [1]   Вниз
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Газопровод. Надо ли предусматривать для молниезащиты отдельные молниеотводы?

Количество просмотров - 4080
(ссылка на эту тему)
Sanches
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #1 : 26 Ноября 2014 года, 14:00
(ссылка на это сообщение)

Сомнительный вопрос возник: нужно ли кроме заземления узлов задвижек газопровода предусматривать для молниезащиты ещё и отдельные молниеотводы?
В нормах по молниезащите чего-то конкретного пока не нашёл по газопроводам, но даже просто логически подумать, что, разве не надо защищать такие взрывоопасные зоны (см. приложение) молниеотводами? Что-то сомневаюсь.
Хотя смотрю проекты предшественников и они там обходятся только заземлением.
Что скажите?
газопровод.bmp
 
* газопровод.bmp
(1356.9 Кб, 655x706)  [скачать]  [загрузок: 1947]
Sim
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #2 : 27 Ноября 2014 года, 11:36
(ссылка на это сообщение)

1. При наружной прокладке газопровода, фланцевые соединения необходимо шунтировать перемычками каждый фланец, медным изолированным проводом сечением не менее 16 мм2 (типовой альбом А60, чертеж А60-37).
2. Металлические эстакады (опоры) газопроводов должны быть через каждые 200—300 м, а также в начале и в конце электрически соединены с проложенными по ним металлическими газопроводами и заземлены.
3. При пересечении ВЛ с трубопроводом расстояние от проводов ВЛ при их наибольшей стреле провеса до элементов трубопровода должно быть не менее 1 м. Опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения с трубопроводом, должны быть анкерного типа. Трубопровод в пролете пересечения должен быть заземлен, сопротивление заземлителя - не более 10 Ом.
4. При вводе газопровода в здание (объект) необходимо выполнить уравнивание потенциалов присоединив его к заземляющему контуру системы заземления объекта. Если при подземной прокладке с выходом на стену, перед вводом в здание установлена изолирующая прокладка между фланцевыми соединениями, то соединение газопровода с основной системой уравнивания потенциалов должно быть выполнено после нее, на участке ввода.

Начальник бюро (Сумы, Украина)
Sanches
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #3 : 27 Ноября 2014 года, 12:46
(ссылка на это сообщение)

Да, с этими пунктами я знаком, но не могу ещё найти точного ответа - почему остальные проектировщики не ставили молниеотводы для защиты задвижек и пр. элементов газопровода, имеющие конкретные взрывоопасные зоны (возможные выбросы газа) в нормальном (не аварийном) технологическом процессе работы, а только заземляли их? Конечно, они мне не учители, но эти проекты уже прошли экспертизу. Вот мне тут и смежники вой подымают: "Никогда не ставили молниеотводы на таких узлах!". Нормы листаю, но конкретного ответа не могу извлечь.
Sim
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #4 : 27 Ноября 2014 года, 13:16
(ссылка на это сообщение)

Трубопровод не имеет дыхательных и сбросных технологических труб (гусаков) которые необходимо защищать полусферой или цилиндром над обрезом труб. В нормальном режиме трубопровод предназначен для транспортирования природного газа, защита при превышении давления газа выполняется на ГРП, для которых и выполняется молниезащита. Поэтому достаточно обеспечить непрерывную гальваническую связь между всеми частями газопровода, заземлить его через 200м с целью отвода статического электричества и разряда молнии

Начальник бюро (Сумы, Украина)
Sanches
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #5 : 27 Ноября 2014 года, 13:36
(ссылка на это сообщение)

А зачем тогда технологи дают все эти взрывоопасные зоны (для задвижек и пр.)?
Ну ведь ударь в них молния, может же возгорание произойти.
Свечи продувочные-то хоть без сомнений надо защищать молниеотводом?
газопровод.bmp
 
* газопровод.bmp
(2035.05 Кб, 986x704)  [скачать]  [загрузок: 1551]
Sim
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #6 : 27 Ноября 2014 года, 14:25
(ссылка на это сообщение)

Не знаю, что за узел у вас нарисован, продувка к какому-то контрольному узлу, она же ручная и вы что выполняете продувку во время грозы? И что образуется взрывоопасная зона с давлением газа более 5 кПа? Не может быть! Тогда необходимо выполнять расчет.
Привожу выдержки с РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЛНИЕЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И КОММУНИКАЦИЙ ОАО «АК «ТРАНСНЕФТЬ» И ДОЧЕРНИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ. РД-91.020.00-КТН-276-07
                                         Общие требования к организации молниезащиты
7.4 Защита протяженных коммуникаций
7.4.1 Общие положения
7.4.1.1 На вводе коммуникаций на территорию объекта необходимо выполнить уравнивание потенциалов с заземляющим контуром системы заземления объекта.
7.4.2 Трубопроводы
7.4.2.1 Для защиты протяженных трубопроводов, служащих для транспортировки ЛВЖ, фланцевые соединения необходимо шунтировать перемычками с переходным сопротивлением не более 0,03 Ом на каждый фланец медным изолированным проводом сечением не менее 16 мм2.
7.4.2.2 Во взрывоопасных зонах необходимо применять УЗИП во взрывозащищенном исполнении.

Начальник бюро (Сумы, Украина)
Sanches
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #7 : 27 Ноября 2014 года, 15:12
(ссылка на это сообщение)

Спасибо за участие!
Просто иногда трудно найти ответы в нормах под конкретные малознакомые случаи.
Хотя мне так и не понятно, как можно обезопасить в плане защиты от прямых ударов молнии те же задвижки, только заземлив их, при том, что вокруг этих задвижек есть взрывоопасные зоны, создаваемые ими же. Ну ведь всё вокруг задвижки полыхнуть может при прямом её пробое. Или это не опасно для газа в трубопроводе?
Sim
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #8 : 27 Ноября 2014 года, 15:24
(ссылка на это сообщение)

Взрывоопасная зона может образовываться только тогда, когда для этого есть предпосылки, то есть по старым нормам в наружной установке в области задвижки должна образовываться зона с концентрацией газа в объеме 5%. Что в наружных установках с естественным воздухообменом и движением воздуха не так и просто, это должна быть серьезная авария.

Начальник бюро (Сумы, Украина)
Sanches
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #9 : 28 Ноября 2014 года, 12:58
(ссылка на это сообщение)

Подскажите, какое сопротивление заземляющего устройства необходимо принимать для присоединения к нему задвижек и пр. элементов в узлах газопровода и в каких нормативах это может оговариваться?
Sim
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #10 : 28 Ноября 2014 года, 14:33
(ссылка на это сообщение)

А нет необходимости специально заземлять задвижку если она установлена на заземленном газопроводе и выполнены шунтирующие перемычки между изолированными  фланцевыми соединениями, а сам газопровод в свою очередь заземлен. Принятый в РД 34.21.122—87 подход к выбору заземлителей молниезащиты зданий и сооружений: для заземлителей молниезащиты нормировалось импульсное сопротивление растеканию токов молнии: его максимально допустимое значение было принято равным 10 Ом для зданий и сооружений I и II категорий и 20 Ом для зданий и сооружений III категории. При этом допускалось увеличение импульсного сопротивления до 40 Ом в грунтах с удельным сопротивлением более 500 Ом×м при одновременном удалении молниеотводов от объектов I категории на расстояние, гарантирующее от пробоя по воздуху и в земле. Для наружных установок максимально допустимое импульсное сопротивление заземлителей было принято равным 50 Ом.
С увеличением тока молнии импульсное сопротивление заземлителя падает, причем в возможном интервале распределения токов молнии (от единиц до сотен килоампер) его значение может уменьшаться в 2-5 раз.
При проектировании заземлителя нельзя предсказать значения токов молнии, которые будут через него растекаться, а следовательно, невозможно оценить наперед соответствующие значения импульсных сопротивлений. В этих условиях нормирование заземлителей по их импульсному сопротивлению имеет очевидные неудобства. Разумнее выбрать конкретные конструкции заземлителей по следующему условию. Импульсные сопротивления заземлителей во всем возможном диапазоне токов молнии не должны превышать указанных максимально допустимых значений.
Такое нормирование было принято в пп. 2.2, 2.13, 2.26, табл. 2: для ряда типовых конструкций были подсчитаны импульсные сопротивления при колебаниях токов молнии от 5 до 100 кА и по результатам расчетов проведен отбор заземлителей, удовлетворяющих принятому условию.

Начальник бюро (Сумы, Украина)
Proectnsk
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #11 : 28 Ноября 2014 года, 14:41
(ссылка на это сообщение)

3 года назад я работал во ВНИПИ Газдобыча. Все крановые узлы имели молниезащиту по I-II категории  и расчет молниезащиты выполнялся по СО. В СТО "Газпром" рекомендую посмотреть если для Газпрома проектируете наверняка у вас есть нормативно техническая база Газпрома. Там четко все расписано. Нашел проект оттуда вот этими нормами пользовались при проектировании молниезащиты и заземления: -                          ПУЭ "Правила устройства электроустановок" изд. 6,7, 2003г.;
   - ГОСТ Р50571.15-97 " Электроустановки зданий.
   - ПБ08-624-03 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»;
   - СТО Газпром 2-1.11-290-2009 " Положение по обеспечению электромагнитной совместимости производственных объектов ОАО "Газпром"
   - РД 34.21.122-87 "Инструкция по устройству  молниезащиты зданий  и сооружений";
   - СТО Газпром 2-1.11-170-2007. Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и коммуникаций ОАО "Газпром"
   - СО 153-34.21.122-2003 "Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций"
только проверьте актуальность

Главный специалист (Новосибирск, Россия)
Sinus
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #12 : 14 Августа 2017 года, 07:55
(ссылка на это сообщение)

Фрагмент типовика
Заземление задвижки Гипротюмень.jpg
 
* Заземление задвижки Гипротюмень.jpg
(461.34 Кб, 2432x1744)  [скачать]  [загрузок: 262]
Sinus
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #13 : 14 Августа 2017 года, 08:02
(ссылка на это сообщение)

Фланцы запорной арматуры шунтированы кабелем.
Такие же шунты я видел и на задвижках без электропривода. Зачем - не знаю.
А вот шунтирование фланцев трубопровода почему-то не предусмотрели.
И поскольку толщина металла электропривода явно менее 4 мм, видимо, в соотв. с РД34.21.122-87 нужен молниеотвод
  [озадачен]
Sinus
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #14 : 14 Августа 2017 года, 08:12
(ссылка на это сообщение)

увеличено
шунт.png
 
* шунт.png
(31.83 Кб, 888x512)  [скачать]  [загрузок: 251]
Yandex
Для отключения данного рекламного блока вам необходимо зарегистрироваться или войти с учетной записью.
Если же вы забыли свой пароль на форуме, то воспользуйтесь данной ссылкой для восстановления пароля.
Страниц: [1]   Вверх
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Сейчас Вы - Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность - зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».


Здравствуйте, Гость
Сейчас Вы присутствуете на форумах в статусе Гостя.
Для начала общения надо зарегистрироваться или пройти авторизацию:
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
  (забыли пароль?)  
   

если Вы не зарегистрированы, то
пройдите регистрацию
Создать тему
Последние сообщения на Электротехническом форуме
автор: Олега 777
Сегодня в 23:07

автор: Vоlk
Сегодня в 22:37

автор: Юра 123
Сегодня в 20:07

автор: Юра 123
Сегодня в 19:51

автор: Максим R
Сегодня в 16:20

автор: Олега 777
Сегодня в 14:48

автор: Diego
Сегодня в 14:38

Сегодня в 14:15

автор: Vоlk
Сегодня в 13:43

автор: Sliper 89
Сегодня в 13:01

автор: Ingener*2017
Сегодня в 12:44

автор: Ingener 523
Сегодня в 12:27

автор: Ingener*2017
Сегодня в 12:18

автор: Lasteran
Сегодня в 11:24

автор: Catherine
Сегодня в 11:17

Последние 10 cообщений чата:
17 Ноября 2017 года, 13:59
наверное род деятельности кто-то сменил  [привет]
16 Ноября 2017 года, 16:58
С праздничком, коллеги. Не густо в чате, не густо... да и сама тут редко бываю...  [рыдаю]
16 Ноября 2017 года, 16:42
уууууу [улыбка]
знакомые лица подтянулись!  [отлично]
16 Ноября 2017 года, 15:29
 [привет]
16 Ноября 2017 года, 12:55
Поздравляю с Всероссийским Днем Проектировщика!!!  
 Ура! Ура! Ура!
16 Ноября 2017 года, 12:54
да ребятки [улыбка]
чистота и пустота  [поиск]
31 Октября 2017 года, 16:51
йоу
21 Октября 2017 года, 10:40
Здрасьте все!
[улыбка] [улыбка] [улыбка]
04 Октября 2017 года, 11:45
С 06.00 до 11.30 форумы не работали по причине сбоя в работе серверного оборудования. Администрация приносит извинения за доставленные неудобства.
09 Сентября 2017 года, 19:51
с коэффициентом 0,3-0,4 на зарплату

Сейчас на форуме:
Сейчас на форумах: гостей - 565, пользователей - 12
Имена присутствующих пользователей:
Dmytro, Водик, Олега 777, Vоlk, Максим R, ВладТ, Shuma, Mav, Опти, Timur 86, Electrik 1998, Александр К75
Контактные данные | Рекламно-информационные услуги | Баннерная реклама | Партнёрская программа | Подробная статистика
Настройка форумов © «Проектант» | Конфиденциальность данных
Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2017, Simple Machines