Форумы Проектант
Размещение
рекламы



   @proektant.
ПОИСК ПО ФОРУМАМ
перед созданием новых тем используйте поиск,
возможно ответ на Ваш вопрос уже есть на форумах

Расширенный поиск
 
Всего пользователей - 20875
Всего тем - 24358
Всего сообщений - 219300
Страниц: [1] 2 3 4 5 ... 9  Все   Вниз
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Обзор проектной отрасли и причины кризиса

Количество просмотров - 7112
(ссылка на эту тему)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #1 : 04 Августа 2016 года, 14:25
(ссылка на это сообщение)

За последние 15 лет наблюдается интенсивная стогнация проектного производства.

Я (Samsony1) рассмотрел и проанализировал следующие составляющие этого процесса
  - экономическую
  - организационную
  - кадровую
  - нормативно-техническую
  - правовую
  - информационную

Экономическая составляющая

Экономическая составляющая любой отрасли всегда является определяющей и особенно важно соотношение необходимых затрат и достигаемой при этом прибыли, определяющей эффективность производства и уровень зарплат персонала.


Для определения затрат применяют, как и раньше при плановой экономике, отраслевые сметные нормативы. Исходные данные для составления этих нормативов, как и сами нормативы, использованы на основе аналогов 80(90)-х годов прошлого века. Начиная с хозрасчётных предприятий, в период перестройки и далее, предпринимались попытки пересмотреть и скорректировать их, сначала в сторону увеличения, затем в период некоторого упадка экономики в сторону уменьшения. Затем, понимая необходимость постоянной и довольно частой корректировки примается угрожающее коллапсом отрасли решение - введение инфляционных коэффициентов, которое совсем остановило развитие и совершенствование сметных норм. А между тем, уже в 90-е назрел вопрос пересмотра сметных методик и подходов к оценке и детализации, а не обобщения и применения на основе аналогов - видов работ и оценке применяемого в 90-годах прошлого века оборудования.


Путаница в определении стоимости проектных работ согласно сметных норм вызывает неадекватность затрат по различным объектам и определении их стоимостных характеристик. В результате схожие по внешним параметрам и характеристикам здания и объекты проектирования могут быть расценены без учета инженерной начинки одинаково. В сметных нормах отсутствуют некоторые типы объектов или инженерной инфраструктуры, которые пытаются оценить применительно к аналогам или схожим.


В условиях рынка и свободной конкуренции применяемые отраслевые (плановые) сметные нормативы, не учитывающие реалии жизни и разнообразие объектов, оказываются удавкой, значительно сдерживающей любое развитие и делающей бессмысленным любые виды маркетинга, поднятия престижа, построение стратегических задач и достижения эффективности производства.


Именно поэтому фирмы однодневки с персоналом не более 2-3 человек, нанимающие сторонних или подставных специалистов, оказались в одинаковых правовых и экономических условиях с крупными проектными институтами, обладающими огромным потенциалом опытнейших специалистов и всей инфраструктурой. Затраты на постоянное обучение специалистов, эксплуатацию и поддержание инфраструктуры (здания, оборудования, расходные материалы, необходимую информацию) в таких фирмах-шарашках несоизмеримо малы, т.к. эти затраты переложены на этих наемных работников, в оплате которых они разумеется не учтываются. И таких наемных работников они по-просту обкрадывают, не говоря уже о выплатах больничных, декретов, отпусков, пенсий и т.д.


Многие из проектировщиков радостно и с охотой до сих пор участвуют в подобных пирамидах, безропотно соглашаясь на все условия, не понимая истинной цены своего труда. Не понимая, что они не дополучают довольно внушительную сумму - за потребление электроэнергии на дому, эксплуатацию компьютера, приобретение многочисленных программ (ускоряющих процесс проектирования, автоматизирующих и облегчающих работу, антивирусных и др.), использование интернета, телефона, междугородных разговоров, заправку принтера, приобретение бумаги и канцтоваров, использование личного или общественного транспорта, коммандировочных расходов, обучение и совершенствование своих профессиональных навыков, за приобретённый стаж и опыт, применение новейшей и современной техники и материалов, поиск и ценовое сопоставление применяемых в проектах материалов и оборудования, повторная перепроверка ошибок и описок, подготовка многочисленных исходных данных и согласование в инстанциях, многочисленные и многократные корректировки проектов по "хотелкам" безграмотных и безответственных заказчиков и подрядчиков или коррумпированных чиновников.


Ещё один важный экономический момент.
В последние годы в связи с упадком производства, неблагоприятных условий развития рынка предпринимательства, капитальное строительство существенно снизилось и продолжает сокращаться. Особенно среди частных, негосударственных. На рынке сложился перекос в сторону бюджетного строительства, которое осуществляется в условиях жесткой псевдоэкономии. Уже на стадии начала строительства многочисленными подрядными организациями в сговоре с чиновниками принимаются решения о пересмотре согласованных проектных решений на замену аналогичного или другого оборудования, или о выполнении дополнительных требований с увеличением сметной стоимости.


Отсутствие равноправной (а не с фирмами-однодневками) конкуренции, развитого частного сектора и перекос в сторону бюджетного (дешевого) строительства разрушительно ударил по проектным организациям, в т.ч. в связи с необходимостью участия в тендерных (конкурсных) торгах. Не разобравшись до конца в сути вопроса чиновники быстро превратили тендеры в свою кормушку. А стартовая неправдоподобно низкая цена и условия "кто ещё дешевле и быстрее" - в результате превратились в лозунг "лишь бы было сделано". О какой-то экономической эффективности или об увеличении объемов работ, тем более об адекватной оплате труда проектировщиков в таких условиях говорить бессмысленно.


Ещё один экономический аспект связан с необходимостью вступления проектных организаций в СРО. Вступление платное и за немалые средства. Предположения о возможном отсеве недобросовестных фирм-однодневок уже не оправдались, а лишь легли тяжким бременем на всех и возможно средства не оправдают цели, а в условиях кризиса пострадают многие, в т.ч. и добросовестные.


Подавляющее большинство проектных организаций относится к среднему и малому бизнесу, что ожидает их в развивающемся кризисе, если сегодня давят неплатежи за уже выполненные проектные работы. В условиях кризиса, усиливается зависимость проектировщиков от заказчиков и строителей. Намечающийся спад в строительстве вплоть до консервации отдельных объектов негативно отразится на финансовом положении проектировщиков, особенно, если учесть, что проектирование, в отличии от строительства, финансируется не по процентовкам, а по законченным этапам. При этом объем проектных работ, обеспечивающий выпуск документации в сроки определенные этапом, как правило, невозможно выполнить без частичного выполнения работ последующих этапов.
Например, при финансировании этапов проектных работ по генеральному плану, внутриплощадочным инженерным сетям и нулевому циклу (фундаменты, стены подвала и перекрытия над ним), необходимо разработать архитектурно-планировочные и конструктивные решения по надземной части, включая расчеты, т.е. работы последующих этапов, которые финансируются только по их завершению. И до кризиса Заказчики очень неохотно платили аванс, а с наступлением кризиса вообще отказываются от его выплаты.


В случае консервации строительства получить какую-либо финансовую компенсацию от заказчиков практически невозможно, а если и возможно, то самую минимальную, т.к. по незаконченному этапу сложно и спорно доказывать процент выполненных работ. Следовательно проектная организация заведомо понесет финансовые убытки. Не реализованная проектная документация морально и физически стареет быстрее незавершенного строительства и, следовательно, через какое-то время (не может же кризис длиться до бесконечности придется возвращаться к проектированию после расконсервации объекта. При этом не факт, что возобновление проектирования будет передано первоначальной организации, учитывая отсутствие действенных правовых норм по защите авторского права в России. Следовательно, шансы проектной организации компенсировать свои затраты при разработке нового проекта или продолжении приостановленного проектирования, минимальны.


Главный специалист (Тюмень, Россия)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #2 : 04 Августа 2016 года, 14:26
(ссылка на это сообщение)

Организационная составляющая

Недочёты перечисленные в экономической составляющей по объективным причинам неизбежно влияют на организацию проектного процесса.


Острее эта проблема стоит перед большими организациями. Нехватка средств по заключённым договорам и сокращение сроков порождает потогонную систему, снижение качества проектов. Нехватка средств на поддержание инфраструктуры влечет за собой снижение качества выпускаемой продукции, уменьшение технических средств, сокращение автоматизации, снижение эффективности, сокращение площадей и персонала.


Для фирм-однодневок с наемным трудом вышеперечисленные проблемы решаются легко и исключительно путем уменьшения выплат наемным работникам. Поскольку организация как таковая отсутствует, то решение комплекса организационных вопросов сводится только к одному - найти заказ. Все остальные вопросы, перечисленные в экономической части, наемные работники решают в силу своей способности и компетентности, самостоятельно или привлекая других специалистов или организации, добровольно и за свой счет, не получая за это никакой компенсации. Вся ответственность за эти решения тоже перекладывается на них.


Но существуют общие проблемы которые не решаются в обоих типах проектных организациях.
Недооценка труда работников. В одном случае по причине применения потогонной системы и отсутствия системы мотивации (заинтересованности) труда и ее соответствия вкладу и трудозатратам, в другом по причине переноса всех затрат, ответственности и рисков на самого работника. В обоих случаях как следствие снижение уровня оплат и заинтересованности работника в результатах своего труда, в повышении квалификации, зарплаты, карьерного роста, отсутствии конкуренции между специалистами и соответствующей публичной оценке их вклада.


К организационным проблемам можно отнести ещё один экономический вопрос.
В сборниках сметных норм на проектные работы с конца 90-х годов так и остался неурегулированным вопрос разбивки объемов работ по разделам проекта. Конечно, если считать, что с того времени не изменились требования нормативных документов по составу и объему работ или количество применяемого оборудования например в разделе связь или охранно-пожарной сигнализации, то можно конечно выдать документацию с устаревшим или неудовлетворяющим современным требованиям оборудованием. Но тогда покоя не даст ни заказчик, ни экспертиза, ни надзорные органы.


В проектах связи приходится решать вопросы локальных компьютерных сетей, видеонаблюдения, внутренней телефонной связи от собственной АТС и интернета, а в сметных нормах эти расценки на проектные работы отсутствуют, значит не оплачиваются. "Бросовые" работы - как сказали бы раньше. Раздел охранно-пожарной сигнализации сегодня должен содержать в своем составе систему оповещения о пожаре, в некоторых случаях систему автоматического пожаротушения, которые сметными нормами тоже являются неучтёнными. Некоторые организации и большие, и маленькие, согласно разбивке по составу и разделам проектам, на обе эти части (охранно-пожарной сигнализации и связь) выделяют не более 1-3 процентов. Желающих на такую работу немного. Между тем эти вопросы перераспределения стоимости могут быть урегулированы хотя бы внутри общей суммы проектных работ объекта, но никто этим не занимается.


К организационной неразберихе можно отнести и проблему нечистоплотности фирм-однодневок в оплате труда проектировщиков. О процентном соотношении разделов проекта, как и об оплате труда привлеченных специалистов, у большинства из них самое поверхностное представление. Вопрос очень часто решается так - "сколько хочешь", а не "сколько это стоит" и в результате на 90% наемный проектировщик, в силу своей некомпетентности или в надежде на будущие заказы, оценивает себя значительно дешевле. И жизнь доказывает, что зря он это делает. Этим он обкрадывает и недооценивает себя. Жадность и уверенность в безнаказанности фирм-однодневок от этого только усиливается. Зачастую привлеченцев просто оставляют без оплаты, из-за непроплаты заказчиком или др. малообъективным причинам, прикрываясь кризисом ещё снижают ему оплату.


При значительном росте малочисленных проектных организаций и фирм-однодневок актуальны ещё несколько вопросов организации проектного производства. Некоторые проектировщики уже стали считать нижеперечисленные вопросы нормальным и обычным делом, полагая это системой.


Вопрос согласования разделов проекта между собой всё чаще становится обременительным и необязательным. И уже при строительстве возникает масса вопросов, когда планировки помещений в проекте не соответствуют факту, инженерные сети пересекаются без соблюдения норм или просто друг на друге на недопустимых и небезопасных расстояниях, часто просто тот кто проложит первым тот и прав, а другие должны необоснованно изменять конфигурацию и протяженность сетей, начинаются перепланировки помещений и корректировки разделов проекта, появляются "бросовые работы" без оплаты.


Для сокращения сроков по договорам все чаще нарушается очередность разработки частей проекта. И например смежники начинают работу на сырых незаконченных или не согласованных планировках, выполняя "бросовые" работы. В фирмах-однодневках связи с упразднением согласований, всё реже практикуется выдача заданий смежникам и как следствие взаимное несоответствие частей-разделов проекта.


Не меньше вопросов вызывает отсутствие проверки (перепроверки) и наличие в проектах многочисленных ошибок, описок, недоделок и несоответствий. Недоумение вызывает элементарная безграмотность как родного языка, так и примение терминологии и определений. В малочисленных организациях это вызвано наличием только одного специалиста, в фирмах однодневках - отсутствием всякой проверки. Такое стало практиковаться и в больших организациях для сокращения сроков в силу потогонной системы или уходом значительной части квалифицированных профессионалов.


Такие ошибки и недоработки не повышают роль проектировщиков, превращая их в дешёвых "гасторбайтеров", и конечно вызывают сомнение в качестве проектов.


Главный специалист (Тюмень, Россия)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #3 : 04 Августа 2016 года, 14:26
(ссылка на это сообщение)

Кадровая составляющая

В настоящее время происходит падение уровня проектирования и профессионального престижа проектировщиков.

Низкая зарплата, сложности с формированием договорных цен на проектные работы, стихийность в работе заказчика.

Здесь стоит вспомнить годы советской власти, когда всеобщим было российское нерасположение к интеллигенции: «шляпа» и «очкарик» были самыми безобидными обращениями к ее представителям. Традиционно отмечались только громкие победы строителей. В почете был труд «стахановцев» и других представителей «гегемона». Заработная плата рабочих значительно превышала оклады инженеров. Непрестижность профессии проектировщика, низкая оплата труда и другие факторы определяли соответствующий кадровый состав проектных институтов, которые с тех пор традиционно пополняются молодыми специалистами преимущественно женского пола или не самыми способными представителями сильной половины человечества.

В этом кроется одна из причин того, что большинство проектных институтов постоянно испытывают острый дефицит грамотных специалистов среднего и высшего звена, от ведущего инженера до главного инженера проекта. Более того, редко можно встретить архитектора по ландшафтному проектированию. Такой кадровый состав институтов и отсутствие у большинства специалистов опыта работы порождают «бледные» проекты, что еще более усугубляет негативное отношение общества к проектировщикам. Сегодня практически для каждой стройке наличие неувязок, ошибок или неучтенных работ в проектах, приводящих к превышению нормативных сроков или значительному удорожанию стоимости строительства, дело обычное.

Сложившийся за годы советской власти стереотип негативного отношения к людям творческой профессии (а к ним по праву относятся и проектировщики) заметно отличается от уважительного отношения к ним, например, в Германии, да и во многих других странах Запада. Там оплата труда проектировщиков заметно выше, чем у строителей. Поэтому отбор на проектную работу происходит по конкурсу из лучших производственников, проработавших на стройке не менее пяти лет.

До сих пор продолжают отмечаться только громкие победы строителей. А многие СМИ с упоением провозглашают - "строители предусмотрели ... то-то и то-то, строительные компании позаботились ... об этом и об этом", не понимая, что реально всё это в соответствии нормативами предусмотрели и позаботились обо всём и заказчики, и муниципальные власти, а строительные фирмы лишь наняты воплощать все эти решения и без отступлений от утверждённого проекта. В значительной степени за все эти достижения надо благодарить особенно проектировщиков, которые значительную часть сил, времени и нервов тратят, чтобы доказать необходимость, целесообразность и перспективность принятых решений. А те же заказчики и власти зачастую не могут (или не хотят) сформулировать свои требования и пожелания в обязательном приложении к договору - техническом задании. Вместо этого с усердием критикуя и обвиняя во всех недочётах исключительно проектировщиков, даже за допущенные ошибки и отступления при строительстве.

Ощутимый ущерб проектному делу нанесли в перестроечный период, да и сегодня, малые фирмы-однодневки, которые, используя методы недобросовестной конкуренции, демпинговые цены и «теневые» деньги, выдавали документацию с любыми отступлениями от норм, лишь бы угодить заказчику.

Справедливости ради надо отметить, что в последнее время на госприемках объектов в эксплуатацию стали иногда отмечать роль и заслуги изыскателей и проектировщиков. Но в большинстве случаев вспоминают о них только при негативных моментах в процессе строительства, когда обнаруживаются заниженные или не учтенные в проектах объемы или затраты, влияющие на эффективность работы подрядчика, или в аварийных ситуациях при эксплуатации объекта. И к разбирательству привлекают в первую очередь проектировщиков, в т.ч. в качестве независимых экспертов.

Невосполнимы потери проектировщиков: старшее поколение, прошедшее надежную школу в проектных институтах СССР, уходит из активного проектирования, сами ведущие институты в основном, за исключением отдельных технологических, мельчают и от многих из них остались только престижные названия.

В учебных институтах обучение на проектировщика практически отсутствует, если раньше этот пробел восполняли многоопытные и высокопрофессиональные кадры специалистов проектных институтов, то теперь подавляющее большинство даже очень одаренных выпускников в силу ряда обстоятельств по прошествии незначительного времени превращаются в ремесленников, или идут на стройки и уже редко когда возвращаются в проектирование.

Во многом этому способствует появление на строительном рынке проектных работ случайных, профессионально неподготовленных, но привлекательных по стоимости проектных работ проектировщиков (подразумеваются юридические и физические лица), объединенных в небольшие, носящие зачастую временный характер, коллективы. Работа отдельных подобных организации дискредитирует проектировщиков в глазах заказчиков.

Все это обостряется еще и перепроизводством архитекторов на фоне нехватки других специальностей. В настоящее время прослеживается острый дефицит в конструкторах, специалистах генплана, специалистах инженерных специальностях, и совсем уже катастрофическое положение с главными инженерами проектов.

И уж совсем непонятная в советское время тенденция называть словом "инженер" человека совершенно другой прфессии - инженер по труду и зарплате, инженер отдела кадров, обрела сегодня ещё более немыслимые масштабы. Нередкость в маломальских производственных и монтажных фирмочках должность "главный инженер проектов". При рассмотрении на деле оказывается - это человек отвечающий за перспективные работы (в бущих планах, т.е. проектах, правильнее предположить в прожектах). Хорошо если у него есть подчинённые, в большинстве случаев он сам по себе, или просто единственный, занимающийся в фирме надзором над проектами или проектированием.

Многим проектировщикам известно истинное назначение ГИПа (гл. инженера проектов) и его персональная правовая, юридическая и финансовая ответственность за организацию и контроль процесса проектирования и его конечных результатов. В настоящее время ГИП стал главным исполнителем по согласованию проектной документации, поскольку на согласование ее требуется значительно больше времени, чем на его разработку. Особенно влияет позиция согласовывающих организаций, выдвигающих, как правило, достаточно спорные, необоснованные, противоречивые или откровенно некомпетенные требования, что приводит к затягиванию процесса проектирования и как следствие сроков строительства.

В условиях кризиса конкуренция между проектными организациями усиливается, и победят не самые сильные, в профессиональном смысле слова, организации, а те, кто предложат "ниже нижнего предела" цену проектных работ. И встает выбор - или отказываться от низких цен на проектные работы и обречь организацию на сокращение штатов, на уменьшение должностных окладов, а в каких-то случаях и на прекращение ее деятельности, или выполнять проектирование по явно заниженным ценам, что неминуемо приводит к снижению заработной платы и, как следствие, к уходу из организации (не исключено, что и из проектирования вообще) высококвалифицированных кадров. А в виду отсутствия элементарного маркетинга и наличия атрибутов наживы результат предсказуем. Такая ситуация уже была в проектировании во времена "перестройки" 90-х годах прошлого века, когда, безвозвратно ушло 90% проектировщиков, нашедших свое применение в др. отраслях. В проектирование затем вернулись единицы, и причин тут много, от потери квалификации до материального положения и зарплат.

Продвинутые технологии в строительстве, как правило, не намного дороже стандартных, а то и дешевле. Тем не менее заказчики остановились на хорошо знакомых, давно обкатанных схемах реализации проектов. Архитекторы и проектировщики могут рассказать инвестору о технических возможностях тех или иных решений, но не способны настаивать на более эффективных технологиях.

Главный специалист (Тюмень, Россия)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #4 : 04 Августа 2016 года, 14:27
(ссылка на это сообщение)

Нормативно-техническая составляющая

Многолетние попытки создания национальной системы технического регулирования напоминают пребывание слона в посудной лавке. Разрушено все, потеряно время. Федеральный закон «О техническом регулировании» существенно притормозил совершенствование национальных стандартов, так как этим актом регламентирована добровольность их применения. Шестьсот-семьсот стандартов, принятых за время существования закона, – капля в море для такой страны как Россия.

Внесенные в него изменения делают ситуацию еще более запутанной, так как разрешено параллельное применение различных систем и режимов технического регулирования на основе зарубежных стандартов и директив. Теперь помимо неудачных технических регламентов на разработчиков и изготовителей продукции обрушатся еще и более 24 000 национальных стандартов, 44 000 обязательных стандартов США, стандарты МЭК, ИСО, стандарты других стран, комитетов, систем, технические регламенты стран Таможенного союза, нормы и правила Европейского союза. Ведь дело не в том, чтобы спешно закрыть пустующее нормативно-правовое поле любыми техническими регламентами и стандартами, и назвать это современной нормативно-правовой базой. Но она не позволит преодолеть наше технологическое отставание. Если не развивать свою прикладную науку, не пропускать творчески через себя все, что сделано у нас и в мире, мы, даже купаясь в море современных зарубежных стандартов и директив, не защитимся от аварий, и не сможем понять и оценить, какие положения этих документов полезны и применимы, а от каких следует отказаться.

По некоторым направлениям деятельности сегодня существуют десятки и сотни только отечественных стандартов при средней стоимости одного в двести-триста рублей. К ним теперь добавятся сотни новых документов, в том числе, требующих перевода, а, следовательно, стоящих, как минимум, на порядок дороже. В результате общая численность необходимых документов на предприятии может составить тысячу и более наименований при стоимости в несколько сотен тысяч или даже миллионов рублей. Поэтому передовые мировые стандарты окажутся для многих недоступными.

Пока все участники процесса осмысливали сферу применения закона, выяснилось, что полностью заблокировано совершенствование строительных норм и правил, а также отраслевых правил безопасности – основы обеспечения промышленной безопасности в стране. Принимаемые технические регламенты малоинформативны, противоречать друг другу и в значительной мере действующим нормам. Огромная база нормативно-технической документации не только не актуализируется, но и большинство норм подлежит гармонизации (т.е. устранения противоречий и несоответствия принимаемым и действующим). Ключевая роль в актуализации правил безопасности отводилась прикладным научно-исследовательским институтам. Знания, полученные за многие годы исследований, позволяли создавать нормативные документы, исполнение и контроль которых органами надзора всех уровней обеспечивало высокий уровень безопасности. В этих условиях становятся очевидны противоречия и безграмотность многих экспертных и надзорных органов.

Кроме того, авторы закона придали непомерно высокий правовой статус (уровень федеральных законов и постановлений правительства) обыкновенным нормативно-техническим документам, которые невозможно оперативно актуализировать. Неудовлетворительное развитие реформы является следствием не продуманного копирования чужого опыта. В силу того, что в технических регламентах не учитываются важнейшие технические детали, имеющие ключевое значение для обеспечения качества продукции и промышленной безопасности, они не могут выполнить возлагаемую на них миссию – служить заслоном от появления на рынках опасной и некачественной продукции.

Невостребованность актуализации знаний, закрепленная Законом «О техническом регулировании», существенно затормозила развитие отечественной прикладной науки, воспитание собственных научных кадров, внедрение инноваций, а главной движущей силой реформы оказалась бюрократическая номенклатура, а не инженеры и ученые. К тому же, в стране не нашлось специалистов (или они остались в стороне) организаторов реформы, которые обладали бы достаточным кругозором, чтобы находить комплексные решения. Эти решения должны системно охватывать вопросы безопасности применения продукции, безопасности опасных производственных объектов, оценки соответствия, аккредитации органов по оценке соответствия при одновременном стимулировании роста промышленного производства.

Главный специалист (Тюмень, Россия)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #5 : 04 Августа 2016 года, 14:27
(ссылка на это сообщение)

Правовая составляющая

Дело не только в ошибках инженеров и архитекторов, а еще и в экстремизме застройщиков. Это когда из одного квадратного метра земли хотят «сделать» 100 квадратных метров жилой площади на продажу, что зачастую приводит к нарушению всех требований регламентов и нормативных документов.

Предъявлять претензии инженерным монополиям, санитарно-эпидемиологическим и пожарным службам, Энергонадзору, Роспотребнадзору, организациям, выдающим разрешительную документацию и осуществляющим архитектурный надзор по охране памятников и др., не только сложно, но и чревато негативными последствиями. На сегодня это юридически неотрегулированный момент, санкции в отношении этих органов отсутствуют, как и их отвественность, в роли «стрелочника» оказывается сам проектировщик.

В условиях кризиса усиливается коррупция и протекционизм - язвы, о которых, не стесняясь, практически каждый день говорят Президент России и Председатель Правительства. Однако пока повышаются ставки незаконной системы откатов и продолжается распределение наиболее выгодных заказов по принципу “кумовства”, при этом используется вполне лояльная форма закрытых конкурсов.

Действующие Федеральные законы и, в первую, очередь Градостроительный Кодекс, закон № 184-ФЗ (с изм. 65-ФЗ) «О техническом регулировании» и закон № 148-ФЗ «О создании СРО» в отдельных своих положениях требуют разъяснений, уточнений и дополнений, которые бы в случае их принятия могли положительно повлиять на работу проектных организаций. Необходимо так же, кардинально решить затянувшийся вопрос пересмотра сметных методик и подходов к оценке и детализации в условиях рыночной экономики, не только в строительной и проектной отраслях.

Самое главное статегическое упущение в проектной отрасли - чрезмерное дробление и мельчание организаций. В силу своей малочисленности они оказываются вне интелектуальной конкуренции, не в состоянии решать весь комплекс вопросов своего развития и перспективной модернизации страны. Мы это уже проходили и называется это - застой и стогнация.

Главный специалист (Тюмень, Россия)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #6 : 04 Августа 2016 года, 14:28
(ссылка на это сообщение)

Информационная составляющая

Евгений Георгиевич Акимов главный редактор информационной системы iElectro, к.т.н., доцент, лауреат Премии правительства РФ

Кто владеет информацией, тот владеет миром» - этот, казалось бы, избитый слэнг набил оскомину. Тем не менее, он остается актуальным и сегодня.

Потребность в информации существует всегда. Человек, прежде чем выбрать то или иное изделие, хочет получить о нем предварительную информацию. Основной источник этих сведений – предприятие-изготовитель данной продукции. Обладая первичной информацией (технические условия, паспорта, инструкции по эксплуатации и др.), предприятие не имеет времени для того, чтобы заняться ее распространением. Тем самым, не рекламирует свою продукцию в широком понимании этого слова.

Используя современные средства коммуникации и возможности Интернет-пространства, удается распространять информацию об изделиях оперативно с высокой степенью обновляемости.

Рынок электротехники претерпел существенные изменения. Если давать оценку состояния российского рынка электротехники в целом, то можно назвать его как «застоявшееся ожидание», т.е. состояние застоя с поиском путей выхода. Экспансия зарубежной продукции и поглощение российских производителей, низкое техническое и технологическое состояние российских заводов, низкое качество материалов, применяемых в электротехнике, слабая маркетинговая служба и служба менеджмента, низкий уровень подготовки специалистов, работающих в сфере электротехники. И как результат: отсутствие реальных путей выхода из сложившейся ситуации. Возникают вопросы: покупать лицензии зарубежных фирм на производство продукции или проектировать и создавать свою продукцию, закупать изделия зарубежных фирм или стимулировать отечественного производителя, строить современные заводы или переносить производство изделий на дешевый азиатский рынок и т.д. На эти вопросы трудно ответить однозначно, но то, что «информация» поможет дать на них ответ – это бесспорно.

Однако, даже обладая информацией, трудно принять решения, не имея качественной профессиональной подготовки.

К сожалению, должны констатировать, что общий уровень подготовки специалистов, работающих в сфере электротехники, с каждым годом снижается. Нельзя сказать, что российские электротехнические вузы перестали готовить специалистов- электротехников, но качество их подготовки снизилось. А главное, большинство выпускников работают не по своей специальности и не в электротехнической сфере деятельности. Это одна из причин, которая как было отмечено выше, влияет на общее состояние рынка электротехники в России.

Работая с многими электротехническими компаниями и фирмами, мы постоянно сталкиваемся с низким уровнем подготовки по электротехнике менеджеров, маркетологов, специалистов по рекламе. Вызывают глубокую озабоченность базовый уровень их знаний и путаница в определениях и терминологии. Всё это можно назвать проще - некомпетентная реклама.

Выход один: обучать специалистов, которые работают в электротехнических компаниях, непосредственно по месту их работы.


Главный специалист (Тюмень, Россия)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #7 : 04 Августа 2016 года, 14:31
(ссылка на это сообщение)

Вместо заключения
Генеральный директор ОАО «Сибгипротранс» (Новосибирск), президент Ассоциации транспортных проектировщиков «Востокгипротранс» источник - ©2010 БОСС (Бизнес - организация, стратегия, системы)

Проект - перспектива на будущее. Пора думать на несколько шагов вперед

Как происходит проектирование сейчас?
— Ну как — зима у нас, как известно, всегда наступает неожиданно… Так же и необходимость строить.

Где-то наверху вдруг решают, что объект нужен, появляются деньги на строительство. Быстро-быстро проводятся тендерные торги. Об этом вообще надо говорить отдельно: как они проводятся и кто побеждает на них. Потом устанавливаются сверхсжатые сроки для проектирования, поскольку надо строить…

Пространство и время для проектной организации сжимаются до минимума.

В ответственном государстве так работать не д'олжно…

А потому еще раз повторю: нужны цели, и под эти цели заранее должно быть выполнено проектирование.
Проектирование — это всего 5—10% от суммы инвестиций в строительство.

Во-первых, появится четкая стоимостная оценка. Обычно сверху требуют от чиновников: доложите вопрос за десять дней. При наличии проектов можно будет доложить вопрос по тому или иному начинанию за два-три дня — причем дать довольно точную цифру. Не дрожать потом как осиновый лист, когда смета расходится с цифрой в разы и экономика проекта разъезжается по всем швам уже в процессе реализации. Будет понятна эффективность инвестиций — и это даст возможность привлекать инвесторов: собственных и внешних.

Во-вторых, появится внятная перспектива для проектной отрасли. Штат ведущих проектных институтах, плюс в других, более мелких связанных с ними структурах — это, согласитесь, серьезный кадровый потенциал, который будет задействован. И если будет настоящая действующая программа перспективных работ, то, будет задействована значительная армия специалистов различного направления. Потому что, если мы будем при деле, волна от нас пойдет к нашим субподрядчикам и в мелкие организации, занимающиеся сбором исходных данных, группы заказчиков в госэкспертизе и т.п.

И все эти люди станут заниматься перспективой будущих проектов непосредственно перед строительством. Это колоссальная экономия!

Программа перспективного проектирования даст поддержку ведущим проектным институтам. Она очень важна, поскольку именно в проектной документации при тесном сотрудничестве с вузовской и отраслевой наукой и постоянным контактом с эксплуатирующими организациями закладываются инновационные решения и технологии, что, по определению, отсутствует у непрофильных организаций, не имеющих десятилетних устойчивых связей и знаний потребностей конечного заказчика.

Если проектные оганизации пойдут на дно в условиях дефицита заказов или перепрофилируются, проектной работой заниматься будет просто некому.

Реализацией государственных контрактов сегодня могут заниматься только стабильно развивающиеся крупные строительные компании, имеющие уникальный многолетний опыт, квалифицированный персонал и современное оборудование, нацеленные на долгосрочную работу как в проектной отрасли, так и в целом в строительной отрасли.

Необходимо внесение в федеральные законы нормы, предоставляющей преференции социально ответственным организациям, что имеет важное значение для обеспечения социальной защиты работников и сохранения социальной стабильности в трудовых коллективах в современных условиях.

Сегодняшние ведущие проектные институты — это организации с большим советским опытом, которые при этом выжили в трудные пореформенные годы. Они — самые стойкие, прошедшие проверку временем и трудными экономическими условиями, испытание на экономическую эффективность и востребованность идей. Поверьте, они заслужили поддержку государства.

И им тоже нужно развиваться, привлекать новые кадры. Каждый год уходят на пенсию или в мир иной представители старшего поколения специалистов. Кто придет на их место?

Есть молодые специалисты, которые стремятся прийти в проектирование, потому что это интересная, перспективная, денежная работа. Но они не пойдут под неясные перспективы. Что я им могу пообещать, если нет четких государственных программ проектирования и строительства?

Наиболее острая проблема — качество проектирования.

Сегодня наличие системы качества, в т.ч. по ISO 9001:2000, к сожалению, не учитывается в конкурсах на проектирование. Поэтому стимулов развивать такую систему у многих проектировщиков нет. На качество проектирования работает постепенно поднимающийся институт госстройэкспертиз. Долгие годы он действовал без адекватной нормативной и финансовой базы, в 2000-е годы такая база появилась. И госстройэкспертизы уже приносят большую пользу. Да, приходится доказывать экспертам свою правоту, дискутировать с ними. Но мы понимаем, что это необходимо: в таком споре рождается истина, с его помощью обеспечивается надежность и эффективность. Раньше эксперты — это были настоящие небожители. Например, Госэкспертиза Минтрансстроя СССР объединяла наиболее авторитетных ГИПов — головных исполнителей проектов. Это был золотой фонд отрасли — они могли, только взглянув на смету, сказать, соответствует ли запрошенная цена реальной стоимости проекта. Потому что смета — документ, из которого специалист может увидеть практически весь проект.

Оценивать тендерную практику в проектировании и строительстве сегодня очень тяжело.

Сегодня, наряду с ухудшением текущих экономических условий, когда идет сокращение уже намеченных инвестиций и секвестрование реализуемых проектов, не может не вызывать озабоченность существующая система организации тендерных торгов по объектам проектирования.

Она осуществляется без учета специфики проектирования и строительства, которые требуют от всех участников процесса безусловного учета всего комплекса вопросов, влияющих на безопасность в процессе строительства и эксплуатации объектов. Основным и практически решающим критерием при выборе победителя является наименьшая цена, заявленная одним из соискателей. При этом не учитываются такие критерии, как опыт проектирования подобных объектов, квалификация персонала, техническое оснащение, наличие системы многоступенчатого внутреннего контроля качества и реальные возможности соискателя в выполнении всего комплекса работ собственными силами.

В результате такого подхода последние год-полтора победителями в проводимых торгах становились организации, которые только в силу откровенного демпинга получили крупные заказы на проектирование.

Такая политика, безусловно, приводит к резкому снижению качества проектной документации, разрабатываемой не специализированными организациями. И, как следствие, влечет за собой не только удорожание стоимости строительства, но и ведет к дополнительным непредвиденным эксплуатационным затратам, понижающим эффективность капитальных вложений, а нередко и приводящим к снижению безопасности движения, а также к излишнему негативному влиянию на окружающую среду.

Проблема демпинга на торгах — следствие ошибочной идеологии тендеров, когда используется единственный официальный критерий определения победителя: цена. Упасть в цене на 40—60% — сегодня это норма поведения.

Если в заявке содержится такая разница, ситуацию должны анализировать органы госэкспертизы. За счет чего достигается такая фантастическая экономия? За счет каких-то мощных ноу-хау, не известных другим профессионалам? Или за счет нарушения технологии, перекладывания затрат на тех, кто будет строить и эксплуатировать объекты строительства?

Кроме того, цена — только один из критериев, должна быть их система. Вы же не будете приглашать делать у себя в квартире ремонт бригаду только потому, что она предлагает цену на 50% ниже, чем средняя цена рынка? Вы узнаете, имеют ли они собственные инструменты, оборудование, смогут ли сделать работу собственными силами. Имеют ли рабочие опыт соответствующих работ? И каковы отзывы об их работе?

Так же и здесь. Должен быть комплекс критериев, с коэффициентами по разным критериям. Конечно, в числе таких критериев должны быть системы контроля качества, системы безопасности работ в проектной организации.

Есть ли у проектной организации опыт работы на рынке и по данным видам проектов? Способна ли она выполнить работы собственными силами и в какой мере? Есть ли у нее собственный архив проектов, библиотека проектов, выполнявшихся ранее? Насколько профессиональна организационная и технологическая структура проектной организации, какова квалификация ГИПов, авторов разделов?..

Комплексное проектирование — это основа взвешенных, экономически выгодных решений. Один хозяин — он и принимает решение, и в случае чего есть с кого спросить в юридическом и финансовом плане. А что можно спросить с ООО с 10 тыс. уставного капитала и сотрудниками, принятыми по совместительству? Боюсь, ответ очевиден.

Зачастую победители конкурсов после подведения итогов и подписания госконтрактов обращаются к крупным профильным проектным организациям, проигравшим торги, с предложением выполнить на условиях субподряда до 90% физических объемов работ, включая и изыскательские, с понижением в цене до 50%. Думается, что данная ситуация в дополнительных комментариях не нуждается.


Главный специалист (Тюмень, Россия)
Samsony 1
****
Активный участник форумов

АИСС электро-проект
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #8 : 04 Августа 2016 года, 14:32
(ссылка на это сообщение)

Генеральный директор ОАО «Сибгипротранс» (продолжение)

Есть еще ряд принципиальных вопросов, вызывающих озабоченность у меня и моих коллег.

Сегодня проводятся отдельно тендеры на двухстадийное проектирование: стадию «Проектная документация», стадию «Рабочая документация» и на собственно строительство. Наибольший интерес вызывают тендеры на подрядные работы, потому что это основные деньги. Стадия «ПД» и стадия «РД» — это всего, как я уже говорил, 5—10%, а 90% финансирования приходится на строительство. На мой взгляд, правильная практика — проводить единый тендер на весь проект.

Но сегодня иногда доходят до того, что проводят отдельные тендеры даже на разные стадии проектирования: на стадию «ПД» и стадию «РД». Это более чем странно и необоснованно, тем более когда нормативная документация требует более полной и более детально разработанной документации на стадии «ПД». Вопрос даже ставится так, чтобы по чертежам на стадии «ПД» можно было начинать строительство, а «РД» доработает сам генподрядчик по своему усмотрению. Когда выполняется стадия «ПД», подразумевается, что и «рабочку» тоже разрабатывать буду я. Конечно, лучше и точнее это может сделать тот, кто разрабатывал первую стадию. Но нет, организаторы тендеров, проведят на стадию «РД» другой тендер. В результате самое трудное делаешь ты, а сливки снимает какая-то «придворная» организация. Дай бог, чтобы достаточно квалифицированная, чтобы правильно «раскрасить».

При современных условиях необходимо срочно пересмотреть процентное соотношение стоимости проекта и рабочей документации, как 80% на 20% в пользу стадии «П» — вот тогда все станет на свои места.

Теперь о СРО. До сих пор непонятно, чем не угодила система лицензирования, которая отрабатывалась на протяжении десятка лет.

Да, последние годы она не отвечала современным требованиям, но кто мешал ужесточить спрос при получении лицензии, при регистрации предприятий, при контроле за качеством продукции, кто мешал ввести обязательное страхование рисков деятельности предприятий в зависимости от их уровня ответственности? Кто мешал навести порядок в кадровом подходе к лицензированию, когда фирмы получают лицензии, имея специалистов, нанятых по совместительству. Кто мешал, наконец, ввести прогрессивную шкалу оплаты лицензий по видам деятельности и по уровням ответственности? Хочешь заниматься более ответственными объектами — пожалуйста, но не только занимайся, но и наращивай свой оборот, увеличивай штат квалифицированных специалистов, получи опыт работы на схожих объектах в качестве субподрядчика, получи необходимые международные сертификаты и, милости просим, занимай свою нишу на рынке работ.

Отсутствие контроля и нежелание модернизировать принятую систему привело к ее краху, но это ждет любую другую систему при подобном подходе.

Согласно законодательству, для создания СРО необходимо не менее 200 членов. Сегодня предлагают объединять в одну СРО проектировщиков из самых разных сфер: и тех, кто проектирует железные дороги, и тех, кто проектирует объекты жилищно-гражданского строительства — жилые дома, больницы, школы…

Проектировщики уже сами стали объединяться по отраслевому признаку.

Но и здесь есть препятствие. Что означает правило о том, что в СРО должно быть не менее 200 членов? Мы должны создавать единую СРО с мелкими проектными фирмами? Это все равно что объединить в одну организацию слонов и муравьев. Совершенно разные масштабы работы: у меня оборот — миллиард, а у них в лучшем случае 20—40 млн. Да пусть даже 100 млн — все равно десятикратная разница! Различия, конечно, не только количественные, но и качественные. Мы делаем объекты, как правило, по федеральному заказу, а они — по заказам местных органов. То есть у нас свои проблемы — с заказчиками, с кадрами, налогами, организационные, технические, а у них свои. Что мы будем вместе обсуждать? И самое главное — получится, что в этой СРО у мелких проектировщиков, которых может быть большинство, будет фактически «контрольный пакет»…

…Можно еще долго рассуждать о сложившейся системе. Но надо помнить, что совершенных систем нет, любая имеет недостатки. Для того чтобы с ними бороться, важен человеческий фактор и контроль за выполнением принятых правил игры. Уверен, что все эти несообразности будут сниматься одна за другой, когда государство сформулирует цели, начнет заниматься стратегией своего развития. То есть начнет думать на два-три шага вперед и программировать осуществление этих шагов. Два-три шага — это два-три десятилетия.

Главный специалист (Тюмень, Россия)
Анастасия Дерябина
**
Активный участник форумов

ООО "ДВА Вектора"
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #9 : 04 Августа 2016 года, 21:53
(ссылка на это сообщение)

Большое Вам спасибо за освещение, причем такое детальное и подробное, столь злободневной темы!!!
Я работаю в нефтегазовой отрасли, и когда вышли "новые" ПБ с рекомендательными, вместо обязательных к исполнению, требованиями и правилами, то стало действительно страшно, куда катиться проектирование.
Когда выходит новый норматив, где-то уменьшая требования предыдущего (но не отмененного), где-то ужесточая, я, как проектировщик, стараюсь выбрать более жесткие требования, а Заказчик, ищет лазейки и заставляет принимать более мягкие требования, и как тут быть, когда ГИП требует ублажить Заказчика, а ты ночами не спишь, сочиняешь текст письма с разъяснением всех рисков, в т.ч. и возможное отрицательное заключение ГГЭ...жуть просто.
Про систему тендерных откатов и поборов СРО полностью с Вами согласна - это системы разрушающие и без того хрупкие проектные коллективы.
Также меня крайне возмущает непрофессионализм, заполонивший сферу. Когда за большим рублем пролезают сестры/братья/сватья и прочий не инженерного ума "хлам" который в лучшем случае перерисовывать умеет, когда нет проверки знания AutoCAD, тогда как сейчас это основной инструмент проектировщика. Многие элементарно геометрии не знают, площади в интернете ищут! И при этим претендуют на высокие оклады. В такой обстановке действительно сильные и мощные спецы вынуждены искать себя либо в других отраслях, либо в небольших (человек 100) предприятиях, где подснежников не так много, потому как труд каждого на виду.
Про проблемы с ГИП вообще пора уже кричать с площадей. Почему-то (по крайней мере в нефтегазовой отрасли) в ГИПы берут мальчиков киповцев, виковцев, электриков... А где технологи, строители, которые реально знают и понимают весь процесс проектируемого объекта? Что за дикая тенденция, когда проектирование обустройства месторождения ведет водопроводчик!!! В общем это просто возмутительно, эти фактически кастрация отрасли.
Может это какой мировой заговор направленный на разрушение всей страны, ведь без нас ничего же не построят, кто еще сделает расчеты и проверит надежность и безопасность конструкций, прораб Ваня?
А нас, специалистов в своем деле, все меньше и меньше, и лучшие из нас все чаще покидают проектирование, кто в экспертизу, кто в стройку, а кто вообще уходит из отрасли.
И все это очень печально и больно.
Спасибо Вам за вашу тему, теперь буду знать, что не только у меня душа болит!
С уважением, Анастасия.

Ведущий инженер/ПЭМГ (Ставрополь, Россия)
Vоlk
***
Куратор подраздела "Заземление и молниезащита"


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #10 : 05 Августа 2016 года, 02:02
(ссылка на это сообщение)

браво
Максим R
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #11 : 05 Августа 2016 года, 02:26
(ссылка на это сообщение)

и кто нибудь верит что в ближайшее время будут какие то изменения в лучшую сторону? если с базовым с нормами такая чехорда....как там говориться -  у семи нянек дитя без глазу

Инженер-проектировщик (Владивосток, Россия)
Vоlk
***
Куратор подраздела "Заземление и молниезащита"


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #12 : 05 Августа 2016 года, 02:29
(ссылка на это сообщение)

и кто нибудь верит что в ближайшее время будут какие то изменения в лучшую сторону?
можно опрос провести.
Мой ответ такой - в ближайшей перспективе  (годы) НЕ верю
Анастасия Дерябина
**
Активный участник форумов

ООО "ДВА Вектора"
Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #13 : 05 Августа 2016 года, 08:15
(ссылка на это сообщение)

Пока не начнет всё подряд гореть и взрываться, как недавнее ВЧНГ, никте не почешется.
Я думаю ещё лет десять точно будет такой бардак. За это время из отрасли уйдут последние знатоки своего дела, обученные при сссрах, и отрасль обрастет семейными подрядами.
Вот только, когда правительство начнет всерьёз принимать меры, боюсь грамотных проектировщиков в стране почти не останется.

Ведущий инженер/ПЭМГ (Ставрополь, Россия)
Mav
***
Куратор подраздела "Воздушные и кабельные ЛЭП"


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #14 : 06 Августа 2016 года, 10:35
(ссылка на это сообщение)

боюсь грамотных проектировщиков в стране почти не останется.
Боюсь вообще грамотных не останется. Чел кончает ВТУЗ и не знает, сколько будет корень квадратный из 3.
Вспомните киножурнал "Ералаш" с клипом "Здесь рыбы нигде нет!" (Суть: школьник пришел на каток ловить рыбу и сверлит лунки...)

Инженер-электрик (Саратов, Россия)
Foxson
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #15 : 06 Августа 2016 года, 18:43
(ссылка на это сообщение)

когда нет проверки знания AutoCAD, тогда как сейчас это основной инструмент проектировщика.
Вот с этого всё и началось. На заре появления кадов из проектных институтов были выдавлены опытные проектировщики, их возраст делал не рентабельным их обучение на кады. Профессия чертёжник (вообще то раньше были 2 основных профессии чертёжник и проектировщик) умерла. В итоге появились пользователи кадов, по сути и недопроектировщики и недочертёжники. Может быть имеет смысл снова вернуться к разделению профессий?
Про проблемы с ГИП вообще пора уже кричать с площадей. Почему-то (по крайней мере в нефтегазовой отрасли) в ГИПы берут мальчиков киповцев, виковцев, электриков...
Это общая болезнь экономики. В начальники назначают обычно самых бесполезных. Если хочешь быть начальником - не становись грамотным, незаменимым специалистом. Ты пойдёшь в начальники - а кто тебя заменит?  Ну и при выборе очередного начальника пользуются классическим принципом: "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство".

? (Челябинск, Россия)
Yandex
Для отключения данного рекламного блока вам необходимо зарегистрироваться или войти с учетной записью.
Если же вы забыли свой пароль на форуме, то воспользуйтесь данной ссылкой для восстановления пароля.
Страниц: [1] 2 3 4 5 ... 9  Все   Вверх
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Сейчас Вы - Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность - зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».


Здравствуйте, Гость
Сейчас Вы присутствуете на форумах в статусе Гостя.
Для начала общения надо зарегистрироваться или пройти авторизацию:
 
 
  (забыли пароль?)  
   

если Вы не зарегистрированы, то
пройдите регистрацию
Создать тему


Последние сообщения на Электротехническом форуме
автор: Оша
Сегодня в 20:01

автор: Олега 777
Сегодня в 19:29

автор: Moshkarow
Сегодня в 15:04

автор: Dmitry 1990
Сегодня в 10:37

Сегодня в 10:35

автор: Олега 777
Вчера в 16:25

автор: Старинфо
Вчера в 16:02

автор: Максим R
Вчера в 14:58

автор: Swan
Вчера в 14:58

автор: Максим R
Вчера в 14:26

автор: Максим R
Вчера в 13:19

автор: Huawei
Вчера в 12:54

автор: Dusss 1981
Вчера в 12:50

Вчера в 12:49

автор: Корсар
Вчера в 08:03

Последние 10 cообщений чата:
06 Мая 2017 года, 09:25
Посмотрите СО 153-34.48.519-2002 Правила проектирования ВОЛС на ВЛ-04-35, есть в интернете
07 Апреля 2017 года, 10:13
Товарищи!!! кто знает? есть ли типовые по подеске слаботочных кабелей на опоре?? с помощью троса или трос в составе кабеля? помогите!!
07 Апреля 2017 года, 10:13
Товарищи!!! кто знает? есть ли типовые по подеске слаботочных кабелей на опоре?? с помощью троса или трос в составе кабеля? помогите!!
07 Апреля 2017 года, 09:01
ой, прошлое сообщение, оказывается, от 31.03., неделю назад. )) зачастили мы тут в чате, однако... [улыбка]
07 Апреля 2017 года, 08:58
ах да, тяпниццца! но когда суббота рабочая, то пятница чуть-чуть переносится на завтра [шутка]
31 Марта 2017 года, 16:16
Пятница-тяпница, господа инженеры!!!
02 Марта 2017 года, 14:46
http://www.proektant.org/index.php/topic,22364.msg235929.html#msg235929
Может кто поможет, спасибо.
24 Января 2017 года, 08:20
Товарищи сориентируйте пожалуйста сколько сейчас стоит проект УУТЭ выполнить без экспертизы?
09 Января 2017 года, 16:48
Доброго всем времени суток и с прошедшими праздниками.
Уважаемые архитекторы поделитесь пожалуйста инсоляционной линейкой для г. Муравленко ЯНАО
03 Января 2017 года, 10:09
я первая!

Сейчас на форуме:
Сейчас на форумах: гостей - 468, пользователей - 5
Имена присутствующих пользователей:
Оша, Олега 777, Никнейм, Smaki max, Posetitel
Контактные данные | Рекламно-информационные услуги | Баннерная реклама | Партнёрская программа | Подробная статистика
Настройка форумов © «Проектант» | Конфиденциальность данных
Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2016, Simple Machines